• Главная
  • Для родителей
  • Питание и здоровье школьника

Питание и здоровье школьника

Двигательная активность – залог здоровья школьников!

Современные школьники являются очень занятыми людьми. Несколько уроков, кружки, дополнительные занятия. Сколько необходимо двигаться ученику и как найти время для дополнительной активности?

Сколько двигаются современные школьники?

Заведующий отделом ЛФК Научного центра здоровья детей РАМН Сергей Поляков считает, что с первого по одиннадцатый класс физическая активность ребенка падает почти наполовину.

До 82–85 процентов  дневного времени большинство школьников находится в статическом положении — сидя.

Рабочий день школьника может достигать половины суток: 6–8 часов в школе, не менее 4 часов за уроками и еще 2 — на дополнительные занятия. Если учитывать, что ребенку требуется не менее 10 часов на полноценный сон, то времени для движения у него совсем не остается.

Даже у  младших школьников подвижные игры занимают только 16 – 19 процентов времени. А на уроки физкультуры приходится всего 1–3 процента дневного времени 2–3 раза в неделю.

Сколько нужно двигаться школьнику?

Всемирная организация здравоохранения считает, что ребенок школьного возраста должен двигаться не менее 60 минут в день. При этом физическая нагрузка должна варьироваться от средней до высокой.

Например, час активной игры в баскетбол или катания на велосипеде – это минимум физической нагрузки для растущего организма.

Необходимую нагрузку также дадут два часа, пройденных быстрым шагом или потраченных на помощь в уборке квартиры или своей комнаты.

Хорошим мотиватором для повышения двигательной активности школьника может стать шагомер.

Шагомер: зачем он и какая польза?

Шагомер представляет собой прибор для автоматического подсчета шагов, которые делает человек. Одним из главных законов здорового образа жизни является следующий: каждый день нам необходимо тратить энергии не меньше, чем мы получаем ее с едой.

В современном мире, в котором мы стараемся прилагать минимум усилий и тратить меньше времени на максимум дел, соблюдать данное правило очень трудно.

Еще одной проблемой является то, что порой бывает очень трудно понять, что такое «достаточные физические нагрузки». И как рассчитать, хватает ли тех движений, которые мы делаем в течение дня для того, чтобы можно было уверенно заявить: «Я провожу эффективную профилактику гиподинамии».

Что означает «достаточно» двигаться?

Самой естественной физической нагрузкой является ходьба. Одни ходят больше, а другие меньше. Физиологи заявляют, что это самый органичный для человека вид спорта. Здесь вам ни стресса (как при беге), ни чрезмерных физических нагрузок (силовые виды спорта), ни даже травм.

Оптимальным способом борьбы с гиподинамией является физическая нагрузка. Японские ученные считают, что для получения отличной физической формы нужно проходить не менее 10 тысяч шагов в день.

Вся градация выглядит следующим образом:

— менее 5000 шагов – это малоподвижный образ жизни;

— 5000-7500 шагов – более-менее подвижный;

— 7500-10000 – подвижный образ жизни;

— 10000-12500 шагов – рекомендуемый образ жизни;

— более 12500 шагов – очень подвижный.

 Как рассчитать количество шагов, которые мы делаем в течение дня?

Разумеется, можно самому, но поверьте, это мало кому удается. Очень сложно быть все время сосредоточенным на подсчете. Таким образом, лучше доверить все специальному прибору – шагомеру.

Шагомер представляет собой приспособление, которое автоматически подсчитывает шаги человека. Работа шагомера основана на определении колебаний человеческого тела при ходьбе.

Секретное оружие президентов

Первый шагомер был изобретен Томасом Джефферсоном (третьим президентом США) в 19 веке. Это было устройство, которое считало шаги при помощи металлического рычага и магнита, который приводится в движение шарнирами при каждом плавном подъеме руки. Советский шагомер применялся для подсвета шагов в ходе спортивных тренировок или военно-строевых подготовок. Прибор работал наподобие старинных часов. Несложный механизм состоял из качающегося груза, пружины и колеса, который заводил и перемещал стрелку.

Сегодня на смену механических шагомеров пришли электронные устройства. Прибор подсчитывает шаги следующим образом: число шагов умножается на длину шага. Таким образом, многое зависит как от самого шагомера, так и от походки человека, неровности местности и прочих условий.

Шагомер безжалостно выводит количество сделанных в течение дня шагов. И здесь становится понятно, что в действительности то «огромное расстояние, которое мы преодолели сегодня, не покрывает даже третьей части от рекомендуемой нормы. И получается гиподинамия!

Показания шагомера подталкивают нас действовать, а именно - начать ходить.

Здоровый образ жизни (презентация)

Для того, чтобы укрепить здоровье школьников и улучшить структуру их питания, наряду с программой «Школьное молоко» в школах, лицеях и гимназиях области ученикам бесплатно дают натуральный мёд. Программа «Школьный мёд» реализуется в соответствии с положениями постановления правительства области № 252-пп «Об утверждении плана мероприятий по включению натурального мёда в рацион питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений», которое было принято 26 июля 2010 года. 

Десятиграммовые пакетики – именно столько мёда нужно съедать каждый день, чтобы укрепить здоровье – стали любимым лакомством для многих ребят.

Подробнее о полезных свойствах мёда мы попросили рассказать врача по гигиеническому воспитанию Белгородского областного центра медицинской профилактики Э.Н.Кравчук.

Кладовая витаминов

С давних времён мёд был единственным сладким продуктом, используемым в питании и лечении детей и взрослых. Высокие вкусовые и пищевые качества делают мёд ценным питательным продуктом с высокой энергетической значимостью (100 г мёда содержит 300 калорий), поэтому он быстро восстанавливает энергетические потери школьников.

Благотворное воздействие мёда на рост и развитие ребёнка объясняется тем, что в его присутствии организм лучше усваивает кальций и магний, способствуя нормальному развитию костей скелета, зубов. Благодаря употреблению мёда повышается гемоглобин крови, отмечается хорошая усвояемость пищи, наблюдается благотворное влияние его на кишечную микрофлору. Мёд стимулирует переваривание белков и жиров, поэтому пища в желудке не задерживается.

Целебные свойства мёда во многом объясняются содержащимися в нём витаминами, микроэлементами. Так, в диетологии мёд определяют как «кладовую витаминов». Содержание в мёде большой группы витаминов А, С, К, РР, группы В и других способствует регулированию функционального состояния центральной нервной системы, обмена веществ, улучшает трофику тканей. Антигеморрагические свойства мёда обеспечивают нормальную проницаемость и резистентность кровеносных сосудов, повышают свёртываемость крови.

Наличие в мёде фолиевой кислоты нормализует кроветворение. Аскорбиновая кислота и каротин, содержащиеся в нём, повышают устойчивость организма к инфекциям, стимулируют выработку антител. Кроме того, сочетание в мёде каротина, аскорбиновой кислоты, тиамина обеспечивают адаптацию глаз в темноте, усиливают остроту зрения, расширяют поле зрения.

И для зубов полезно!

Согласно последним научным данным, в мёде обнаружен 31 микроэлемент, в том числе калий, кальций, фтор, железо, фосфор, медь, кобальт и другие. Такие микроэлементы как марганец, медь, железо, цинк, кобальт и другие входят в состав гемоглобина, инсулина, стимулируют выработку антител, способствуют повышению иммунитета, делают организм более устойчивым к различным заболеваниям.

Особо следует отметить благотворное влияние мёда на состояние зубов. При его употреблении в пищу зубная эмаль не повреждается, а вот остатки сахара в полости рта разлагаются с образованием молочной кислоты, что вызывает постоянное разрушение зубов.

Наличие комплекса витаминов, минеральных веществ в составе мёда приводит к более лёгкому усвоению железа, кальция, магния, органических кислот, белков, что способствует профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, приводит к гармоничному физическому развитию школьника, повышению защитных реакций организма, улучшению психоэмоционального состояния и памяти.

Как правило, исчезают жалобы на головную боль, утомляемость. Постоянное употребление 10 г мёда (а именно столько его содержится в чайной ложке) в рационе школьного питания будет способствовать повышению иммунитета школьника, сделает его организм более устойчивым к различным заболеваниям, позволит легче переносить инфекции и болезни. 10 граммов – это суточная норма потребления мёда для детей школьного возраста.

При этом следует знать, что давать мёд школьнику надо одновременно с другой пищей – кашей, чаем, причём сначала необходимо обязательно определить, не страдает ли школьник аллергией на мёд. Для этого нужно предложить ему для начала всего половину чайной ложки мёда, и, при отсутствии сыпи, диатеза и других проявлений аллергии, ежедневную порцию мёда можно увеличить до одной чайной ложки.

Санитарными нормами и правилами не только не запрещено, но и рекомендуется использовать мёд в питании детей школьного возраста. А специалисты областного центра медицинской профилактики регулярно встречаются со школьниками, их родителями и педагогами и рассказывают о физиологическом влиянии мёда на детский организм. 

 

Результаты исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей

 

Исследователи

Отрицательные эффекты

Burnett and Lee, 2005

Использование навигационной системы смартфона ухудшает построение когнитивной пространственной карты

Day J.J et al., 2007

Формирование психологической зависимости

Ophir et al., 2009

Работают хуже в парадигме переключения задач из-за ограниченной способности отфильтровывать помехи

Черненков Ю.В. и др., 2009; Pagani L.S., et al., 2010; Nathanson A.I. et al., 2014; Moreira, G.A et al., 2017; Григорьев Ю.Г. и др., 2017

Гиперактивность, повышенная раздражительность, снижение умственной работоспособности, долговременной памяти, расстройства сна, нарушения коммуникативных способностей, склонность к депрессивным состояниям

Panda N. et al., 2010

Нарушения фонематического восприятия

Sparrow et al., 2011

Запоминают не саму информацию, а место, где эта информация может быть доступна

Lu M. et al., 2012 L. Hardell et al., 2013

Риски доброкачественных и злокачественных опухолей головного мозга, слухового нерва

Ralph et al., 2013

Более высокие уровни ежедневных сбоев внимания

Thornton etal., 2014

«Простое присутствие» сотового телефона может привести к снижению внимания и ухудшению выполнения задач, особенно для задач с высокими когнитивными требованиями

Lepp et al., 2014

Положительная корреляция между использованием смартфона и беспокойством

Owens, J.A. et al., 2014

Задержка начала сна, сокращение ночного сна, прерывистый сон, дневная сонливость

Stothartet al., 2015

При выполнении задачи, требующей внимания, уведомления по мобильному телефону вызывают сбои в производительности, сходные по величине с активным использованием телефона

Barr et al., 2015

Большее использования смартфона коррелирует с более интуитивным и менее аналитическим мышлением

Moisala et al., 2016; Lepp Aet al, 2015; BelandL.-P., 2015

При наличии раздражителей, отвлекающих внимание во время задачи постоянного внимания, «многозадачники» работают хуже и больше активности в правой префронтальной коре, отмечается снижение успеваемости

Cain et al., 2016

Связано с более низкой производительностью рабочей памяти и более низкими результатами стандартизированных тестов

Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи

  1. Исключение ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.
  2. Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.
  3. Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).
  4. Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).
  5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.